Четверг, 09.05.2024, 05:50 Неизвестная жизнь Христа - 25 Мая 2009 - Blog - Turkish Summer Hit's
Хиты лета Турции Nazar Bonjuk

home
Неизвестная жизнь Христа
В I веке н. э. на Ближнем востоке имели хождение десятки евангелий и посланий апостолов, которые возвещали миру о приходе Спасителя, искупившего грехи человечества и открывшего путь к спасению. Таинственными и загадочными кажутся сейчас названия этих книг – "Евангелие от Иуды", "Апокалипсис Павла", "О сошествии Иоанна Предтечи в ад", "Евангелие египтян", "О детстве Божией Матери".

Из целой библиотеки этих текстов церковь признала лишь немногие – четыре евангелия, один апокалипсис, несколько деяний и посланий. Остальные признали апокрифами. Некоторые было разрешено читать добропорядочным прихожанам для разнообразия, но большую их часть предали анафеме. Их рекомендовали уничтожать, они осуждались вселенскими соборами и в конце концов канули в Лету.

Незначительные фрагменты этих писаний сохранились в томах ересиархов, несколько проклятых церковью рукописей нашли в прошлом веке во время раскопок катакомб и могил еретиков. Увы, это лишь малая толика огромного корпуса книг, которые могли стать священными, но были признаны дьявольскими.

Среди известных апокрифов особое место занимают не записи проповедей Иисуса и даже не головокружительные описания вселенной, а рассказы о земной жизни Христа, о которой мало что сказано в библии. Читателя апокрифов ожидает множество открытий, благодаря которым священная история преломляется самым парадоксальным образом.

Разногласия начинаются с мелочей. Согласно священному писанию, Христос родился в хлеву в городе Вифлеем. Как утверждает "Арабское евангелие детства", найденное в XVII веке в французском архиве, Иисус родился на закате в пещере, которая озарилась чудным светом, который был ярче солнечного сияния.

У Христа были братья и сестры. В "Новом Завете" упоминается четыре его брата и две сестры. Обычно их считают сводными – детьми Иосифа Плотника от первого брака, иногда – двоюродными братьями и сестрами.

Братьев звали Иаковом, Иосией, Иудой и Симоном, имена сестер неизвестны. В каноническом "Евангелии от Матфея" сказано, что матерью Иакова и Иосии была Мария, но церковь считает ее другой женщиной, чем мать Иисуса.

Ранние христиане, напротив, не исключали того, что это были родные братья и сестры Христа. В книге "Панарий", вышедшей из-под пера епископа Кипрского Епифания, несколько строк посвящено секте антидикомарианит, которые считали, что Богоматерь после рождения Иисуса родила от Иосифа еще нескольких детей. Опровергая это, Епифаний особо настаивал на том, что Иосиф взял в жены Марию, будучи глубоким стариком и не мог зачать потомков.

Братья Христа не верили в него, пока он не воскрес. После этого им открылась истина и они начали проповедовать учение о своем родственнике. Им приписывается несколько апокрифов. Например, "Евангелие от Иакова", в котором говорится о детстве Богоматери и о дедушке и бабушке Иисуса, которые были бездетными, пока не попросили бога послать им ребенка.

Затем Иаков рассказывает о детстве Иисуса, который мог оживлять глиняных птиц, вылепленных им на берегу ручья, и заставлял змей высасывать яд у укушенных детей.

Это евангелие и похожее на него "Евангелие детства" переполнены чудесами и знамениями. Люди здесь воскресают из мертвых, чтобы засвидетельствовать божественную природу маленького Христа.

Судя по этим евангелиям, характер у божественного отрока не был покладистым и миролюбивым. Если его кто-то обижал, то у недругов отсыхали руки, они падали мертвыми, теряли зрение и обращались в стада козлов. Один раз Иисус шел по дороге и его толкнул в плечо какой-то мальчик. Разозлившись, Иисус сказал ему: "Ты никуда не пойдешь дальше". Ребенок тотчас упал и умер.

В конце концов к Иосифу Плотнику пришли разъяренные соседи и заявили, чтобы он или уходил из села, или научил своего сына "благословлять, а не проклинать".

Есть в апокрифах и замечательные бытовые подробности из детства Христа. Однажды Иосиф Плотник решил обучить мальчика плотницкому ремеслу, то не сумел этого сделать. Едва Иисус протягивал руки к доскам, те сразу принимали ту форму, какая требовалась. "Своими руками ему работать не приходилось, потому-то и не был искусен он в ремесле плотницком", — писал Иосиф.

О юношеских годах Иисуса практически нет упоминаний ни в канонических, ни в апокрифических сочинениях. Этот пробел внезапно был заполнен сто лет назад, когда русский путешественник Николай Нотович, один из первых европейцев, посетивших Тибет, опубликовал перевод рукописи, найденной им в глухом ламаистском храме Химис, затерянном среди горных высот Гималаев.

В ней говорилось, что в возрасте тринадцати лет Иисус покинул свою родину и отправился вместе с купцами в Индию. Буддийские монахи признали в Иссе, так его называли в рукописи, воплощение Будды.

Несколько лет молодой проповедник изучал священные восточные тексты, проповедовал о едином боге, посетил Непал и Тибет и в двадцатипятилетнем возрасте вернулся в Иудею.

Церковь, ествественно, назвала найденный Нотовичем документ фальшивкой.

Интриги добавил знаменитый художник и философ Николай Рерих, который вначале записал в своих дневниках, что видел подлинный экземпляр "Тибетского евангелия" в монастыре у Лхасы, но затем стал отрицать эту находку.

Когда Иисус стал проповедовать в Иудее и вокруг него собрались ученики, его жизнь стала более известной. Но загадки все равно остались. И немало. Самой интригующей, с легкой руки Дэна Брауна, стали отношения Христа и Марии Магдалины.

В "Евангелии от Филиппа", которое почиталось гностическими сектами за священное, говорится, что Мария была супругой Христа и ученики Иисуса ревновали его, заявляя, что он любит Магдалину больше остальных и целует в уста.

Все в той же книге "Панарий" – одного из главных источников для изучения ранних ересей и текстов – есть краткий пересказ занимательных "Вопросов Марии", где прямо указывается, что спаситель имел физическую близость с женщинами. От этого граничащего с богохульством текста сохранилось лишь несколько строк, в которых особо выделяется фигура Магдалины.

Загадка получила дополнительные оттенки, в середине XX века, когда Каирский музей купил у торговца древностями несколько папирусов, написанных на коптском языке. Исследователи, познакомившись с текстами, с изумлением увидели, что это собрание раннехристианских апокрифов, считавшихся утраченными.

Свитки были найдены в окрестностях древнего города Хенобоскион арабскими крестьянами, копавшими яму. Они достали из-под земли каменный кувшин с тринадцатью рукописными книгами в кожаных переплетах. Часть из них была пущена на растопку печи, часть продана антикварам.

В настоящий момент большая часть этого уникального собрания находится в Каирском музее. Не исключено, что некоторые тексты хранятся в частных коллекциях, недоступных для ученых.

После изучения библиотеки стало ясно, что монахи похоронили ее после того, как эти книги были признаны вредными для спасения души. В самом деле, в рукописях описаны воззрения, абсолютно чуждые нынешнему христианству, хотя главным героем в них является Иисус Христос.

В текстах рассказаны совершенно изумительные истории о создании и конце мира, о грехопадении бога, о демонах, властвующих на земле и побежденных Христом. Среди прочего здесь есть намеки на то, что у Марии были дети от Христа.

К сожалению, этот вопрос практически нельзя разрешить. Слишком мало сохранилось источников, да и те дошли до нас в крайне плачевном состоянии – утрачены страницы, а многие строки невозможно прочитать.

Даже самый важный для христианства эпизод – распятие Христа – выглядит в древних источниках далеко не так однозначно, как может показаться. Здесь тоже нашлось место для оригинальной истории.

Философ-гностик Василид, от многочисленных трудов которого сохранилось лишь пара страниц в пересказе отцов церкви, считал, что Христос сумел избежать казни благодаря своим магическим способностям.

В "Новом завете" упоминается некий Симон Киринейский, который помог Иисусу донести крест до Голгофы. По мнению Василида, эта деталь упомянута апостолами неспроста – когда Христос передал свой крест Симону, то поменялся с ним обликами и затем смотрел на "свое" распятие со стороны…

Прочитав эти непризнанные церковью тексты, понимаешь, что жизнь Иисуса известна слишком мало, чтобы исключить различные гипотезы и предположения.

Канонический Христос имеет мало общего с представлениями гностиков или альбигойцев, но кто из них ближе к истине – неизвестно.

Может быть, когда-нибудь найдутся неопровержимые и достоверные писания учеников Христа, и мы сможем узнать о нем больше. Обнаруженные за последние сто лет рукописи позволяют надеяться, что в архивах и древних катакомбах хранится и ждет своего часа еще немало интересного.

просмотров: 1028 | | рейтинг: 4.5/4 |

myloveturkey © 2007 - 2024