Собор Ая София Айя София считается одним из 8 чудес света, самым важным архитектурным строением мира, а также лучшим памятником византийской эпохи. Храм служил двум религиям: христианству, а после завоевания турками - исламу (переделан в мечеть). В храме 107 колонн из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, на стенах древние мозаичные фрески, множество уникальных реликвий. В 30-е годы 20-го века этот храм стал музеем, сохранив в своих стенах характерные черты двух религий. Экскурсия надолго останется в Вашей памяти. Айя-София считается четвёртым в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане. При этом необходимо принять во внимание, что самое древнее из этих сооружений было построено приблизительно через 1 000 лет после Айя-Софии. Наименование Айя-София, одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета, в переводе с греческого, определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая Динамис (Святая Сила). Говорят, что император Константин, когда ее построили, воскликнул: ''Соломон, я превзошел тебя!'' - имея в виду, конечно, что его базилика превзошла легендарный храм Соломона (но это была не нынешняя Айя-София, а нечто попроще, потом ее сожгли и перестроили). Построили базилику необычайно быстро - всего в четыре года, причем никакой техники у строителей, понятно, не было. Hе было бульдозеров, не было кранов. Hе было даже лесов - строители использовали насыпи. То есть по мере роста стен подсыпали землю, вышел холм, холм срыли - остался храм. Единственное, что у строителей было, так это материальная заинтересованность - строителей поделили на две группы и обещали хорошую награду тем, кто будет работать быстрее. Открытие этого храма состоялось в 532 году при императоре Юстиниане. Говорят, что строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Для этого были награблены сокровища со всего античного мира. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки собора святого Петра в Риме. Высота Софийского собора-55 метров, а диаметр купола составляет 31 метр. В первый же день завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед II въехал в город на белом коне. Он повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору были пристроены четыре минарета. Мусульманские фанатики принялись уничтожать замечательные византийские фрески и мозаики. Но, очевидно, они так спешили, что некоторая часть христианской росписи была не сбита (ислам запрещает изображать людей и животных), а просто замазана штукатуркой. Благодаря этому часть фресок и мозаик сохранилась до наших дней. Особенно поражает взор изображение Иоанна Крестителя, расположенное под сводами купола. Трудно поверить, что это мозаика, а не живопись. К достопримечательностям Святой Софии также относится "плачущая колонна", покрытая медью (говорят, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудеться), а также "холодное окно", где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. С 1935 года Айя София стала музеем. История. В 360 году, по велению византийского императора Константина на месте сегодняшней Айя-София, сооружается "Мегало Еклесия", что означает "Большая церковь". Архитектура. Определение "Куполообразная базилика", впервые используется применительно к Айя-София; на "пандантифах" сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в.), прославивших его в истории архитектуры. Нартексы. Эта часть здания, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Наос (главное пространство). Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. Галереи. Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы королеву могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения. Водоём "Еребатан" является едва ли самым большим из 60 водоёмов, построенных в византийский период. Собор открыт ежедневно, кроме понедельника с 9:30 до 16:30 (в июле-августе до 19:00). Почти всегда перед входом толпится очередь, и билет стоит совсем недешево - примерно 11 долларов. На территории выставлены многочисленные древние камни, найденные при раскопках и реставрациях Святой Софии - саркофаги, капители колонн и неведомые фрагменты украшения тех сооружений, которые впоследствии и сформировали то, что сейчас представляет Святая София. Через весьма внушительные по высоте и толщине двери попадаешь внутрь. Это пространство называется нартексами, в главное помещение под куполом (наос) ведут еще одни двери - язык не поворачивается называть их воротами - это монументальные тяжеленные ВРАТА. Ислам запрещает изображение человека в помещении, где происходит молитва. Так что украшения мечети - это, в первую очередь, орнаменты. Изящные, разнообразные, часто - многоцветные. Мраморные плиты на стенах с узорами. Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в 16 столетии из Пергама. Закрытая застекленной решеткой, у правой анфилады, находится библиотека Ая-Софья, или библиотека султана Махмуда I, попавшая сюда во время его правления - в 18-м столетии. Туристы, как по большой площади, бродят по главному пространству собора - наосу. Под купол ведут высоченные леса - идет реставрация. Как я уже рассказывал выше, купол, высотой 55,6 м., сложенный из особого кирпича с острова Родос, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле, но числится в первой пятёрке самых высоких куполов во всём мире. После землетрясений 553 года, между 558- 562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6,5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса, размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м Удивительно сочетаются суры из Корана на круглых щитах с мозаичной иконой на потолке - ислам и христианство под одной крышей. На пандатифах треугольной формы, поддерживающих большой купол, с четырёх сторон - изображения крылатых херувимов. Прекрасно сохранилась мозаика над боковой дверью, служившей в византийский период выходной императорской дверью. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин с макетом города в руках, слева - император Юстиниан, держащий в руках макет церкви. Потрясающее место, удивительная архитектура, пространство насыщенно историей и искусством - я думаю не стоит даже и упоминать, что его нужно посетить всенепременно! Древний христианский храм, к которому пристроили четыре минарета, не стал от этого вмешательства выглядеть хуже! Историческая справка. На месте современной Ая-Софии еще в 360 г. н.э. по приказу византийского императора Константина сооружается "Мегало Еклесия" ( "Большая церковь"). Пожар 404 года и мятеж 532 года сильно повредили Большую церковь, император Юстиниан поручил строительство Святой Софии двум выдающимся архитекторам - Анфемиосу из Траллеса и Исидору из Милета. Строительство церкви шло около 6 лет, в строительстве принимало участие 10 000 человек. По преданию, император Юстиниан, вошедший после окончания строительства в самый грандиозный храм христианского мира, воскликнул: "Я превзошел тебя, Соломон!". Частично собор был перестроен после повреждения землетрясением примерно через 20 лет после окончания. В 1204 году, проходившие через город участники IV Крестового похода, враждебно настроенные против восточной, православной церкви, разграбили внутреннее убранство собора. В 16-м веке пришли турки и перестроили собор в мечеть - руководил этим Синан-Паша (1489-1588), один из величайших архитекторов мусульманского мира, отдадим ему должное - он только пристроил минареты и закрасил-заштукатурил большинство фресок и мозаик, хотя история знает и более существенные перестройки (практически разрушения) христианских храмов. С 1934 года Святая София перестает быть культовым сооружением и превращается в музей. |