Четверг, 23.11.2017, 08:23
Хиты лета Турции Nazar Bonjuk

[ новые сообщения · участники · правила форума · поиск · форум · rss · главная · вход ]
Страница 1 из 11
Форум о Турции » История Турции » Историческая справка » Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1910 (часть 1)
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1910
myloveturkeyДата: Четверг, 11.11.2010, 01:57 | Сообщение # 1
Admin
группа: Администраторы
сообщений: 902
репутация: 35
статус: Offline

в закладки:
Турецкая империя или Т. монархия (тур. Memâlik-i-Osmanije, Devlet-i-Alije, Osmanh vilajeti, франц. Turquie, нем. Türkei, Osmanisches Reich, англ. Turkey) — так называется совокупность земель, считающихся подвластными турецкому султану или падишаху в Константинополе. Обнимает значительную часть Балканского полуострова, Мал. Азию, части Армении и Курдистана, Сирию, Месопотамию, западное побережье Аравии и сев.-вост. часть Африки (Египет и Триполи), простираясь от 44° до 13° с. ш. и от 9° до 50° в. д. (от Гринвича). Граничит на С с Черногорией, Австро-Венгрией, Сербией и Румынией, на В — с Россией и Персией, на Ю — с независимыми областями Аравии и Африки, на З — с Тунисом и Грецией; прилегает к Средиземному и Красному морям и к Персидскому заливу; заключает в себе земли с самым разнообразным устройством поверхности, с различными климатами и с разнообразной производительностью почвы. Все эти земли находятся в различной степени подчиненности главе мусульманского мира: часть их состоит в непосредственной от него зависимости, часть ограничивается платежом дани (княжество Болгария с Вост. Румелией, о-в Самос, о-в Крит, Египет). В действительности значительные, главным образом гористые части страны в Албании, Малой Азии и Курдистане не признают над собой турецкого господства; оккупированные в силу постановления Берлинского конгресса 1878 г. Австро-Венгрией, Босния и Герцеговина, а также части Новобазарского санджака, в сущности принадлежат к империи Габсбургов; на о-ве Крите распоряжается Англия; наконец, границы Турецкой империи во многих местах, особенно по отношению к независимым частям Аравии и Африки, до сих пор прочно не установлены. Все эти обстоятельства, а также отсутствие сколько-нибудь надежной и правильной официальной статистики, лишают возможности дать хотя бы приблизительно верные сведения о протяжении и направлении границ империи, об обширности занимаемой ею площади и о количественном составе ее населения. Европейская Г. Европейская Т. (за исключением вассального княжества Болгарского с Вост. Румелией и занятых Австро-Венгрией областей Боснии, Герцеговины и Нового-Базара) лежит между 39° и 43 1/2° сев. шир. Материковая часть ее прилегает на З к Ионическому и Адриатическому морям, на С граничит с Черногорией, Новобазарским округом, Сербией и Болгарией, на В омывается Черным морем, на Ю примыкает к Мраморному и Эгейскому морям и Греции. Устройство поверхности. Балканский полуостров по большей части наполнен горными цепями, среди которых можно различить 3 главных направления (четвертое, менее важное, находится в Родопских горах). Горная система Гемоса (Hämos) тянется от долины р. Тимока в виде Гемоса в узком смысле, или Балкана, до мыса Эмине на Черном море. Он образует водораздел между Дунаем и Эгейским морем. От Шар-Дага тянется вторая главная цепь, как водораздел между Ионическим и Эгейским морями, с С на Ю, образуя границу между Албанией и Македонией, между Фессалией и Эпиром и находя себе продолжение в горах Морей. Ей придается употребляемое в широком смысле название Пинда (Pindos, между 39° и 40° с. ш.). Третье главное направление представляет "иллирийскую" систему горных цепей, которые под разными наименованиями тянутся в направлении с СЗ на ЮВ (стало быть, параллельно Апеннинам) и наполняют собой Албанию, Герцеговину, Боснию и Сербию. Рядом с этими главными горными цепями поднимаются частью самостоятельные, параллельные им горы меньшего протяжения (как, напр., на З горы Акрокравании или Чика, на В группа Олимпа), частью же от главных цепей отделяются побочные цепи, которые наполняют провинции Европейской Т. горными странами, по большей части, террасообразно поднимающимися по направлению к главным цепям. Албания в восточной своей части наполнена высокими горными цепями, которые тянутся непрерывными грядами на Ю и ЮВ: северными продолжениями греческого Пинда (Смолика, 2575 м) и Перистери к В от Преспанского оз. (2359 м) вплоть до Проклятых гор (выше 2296 м) недалеко от юго-вост. границы Черногории. Отклоняясь от этого направления, идет с СВ на ЮЗ лежащий под равной широтой Шар-Даг (до 3050 м выс.). Местность между Адриатическим и Ионическим морями с одной стороны и этими горами с другой представляет ок. устьев рек довольно обширные наносные равнины, разделенные горными цепями. Наиболее значительная возвышенность лежит к С от 40° с. ш., где выступает Виоза (Aoos) и где горы Чика (до 2018 м высотой) с своим прододжением в форме полуо-ва, Акрокеравнией древности, круто спускается к морю. Центр Европейской Т. образует достигающая высоты 2291 м и со всех сторон окруженная высокими и низкими горными хребтами — сиенитовая масса Витоша, к Ю от г. Софии лежащая уже в пределах Болгарского княжества. Между Местой (др.-греч. Nestos) и Марицей поднимаются Родопы или Родопские горы (см.), достигающие высоты 2930 м. Они представляют ряд горных хребтов, тянущихся в направлении с СЗ на ЮВ и обрамляющих расположенные между ними продольные долины. Самая большая из них — долина реки Арды, бассейн которой представляет вся центральная масса Родопских гор. Между Балканом и Родопами проходят срединные горные хребты, тянущиеся параллельно первому, каковы, напр., Средняя Гора (Средна Гора) и Черная Гора (Црнена Гора), или Караджа-Даг, и обширные равнины по верховьям р. Марицы и ее притоков. Македония (см.) отделяется от Фракии идущим параллельно Родопским горам Перимдагом (Орбелос, 2681 м высоты), а цепью Пинда от Эпира; в северной же и южной части в ней нет никаких сколько-нибудь значительных пограничных гор. К ней причисляется Халкидика с ее тремя узкими. далеко выдавшимися в море полуо-вами и со святой горой Афонской. От Фессалии под турецким владычеством осталось только северная гористая часть, а плодородный юг ее отошел в 1881 г. к Греции. Из равнин, которые занимают лишь незначительную часть Европейской Турции, выдаются глубокие долины pp. Марицы и Стримона, или Карасу; долины pp. Вардара, Быстрицы и албанских рек.
И. П.
Климат. Все непосредственные владения Т. находятся к Ю от 43° с. ш., причем самые северные части ее лежат в теплой средиземноморской полосе, поэтому везде на берегах моря и на равнинах температура высока, годовая от 15° до 26°; января 2° до 20°; июля 23° до 35°. Гораздо холоднее, как везде, в горах и на нагорьях. В Европейской Т. горы мало населены. В Азиатской, напротив, значительное население живет на обширном, высоком Армянском нагорье. Здесь не только значительное земледельческое население, но и большие города (Эрзерум и т. д.); зима очень холодна, январь имеет температуру, вероятно, от —8 до 15, лето умеренное; вообще климат напоминает наши вост. губернии не только по средним температурам, но и по большому различию лета и зимы. Прибрежья Средиземного моря отличаются, напротив, умеренной температурой и сравнительно малыми различиями между летом и зимой; однако же они больше и зима суровее на прибрежьях Европейской и Азиатской Т., чем под теми же широтами на зап. Средиземного моря. Исключение составляет только адриатическое побережье Т. (Албания, Эпир), где под защитой гор зима тепла для широты — теплее чем на итальянском берегу Адриатики. Самые теплые и вместе сухие части Т. южная часть Триполи (оазис Феццан и т. д.), затем равнины Сирии и Палестины, Сиро-Аравийская пустыня и Южная Месопотамия. Последняя имеет, вообще, крайний климат, чрезвычайно жаркое лето и зиму холодную для широты. Температура 45° летом не редкость здесь, а зимой бывают, хотя и небольшие, морозы. Сирия и Палестина отличаются сравнительно холодной весной с преобладанием прохладных сев.-зап. ветров с моря и теплой осенью (с юго-вост. жаркими ветрами). По распределению осадков на времена года Т. принадлежит к средиземноморской полосе сухого лета, т. е. здесь летом выпадает менее осадков, чем в другие времена года. Исключение составляют лишь Армянское нагорье, где всего более осадков выпадает в мае и июне, и отчасти восточная часть Черноморского побережья Т. В Триполи, Месопотамии, на равнинах Сирии и Палестины и в Сиро-Аравийской пустыне летом совсем не бывает дождя. В Европейской и Азиатской Т. дожди бывают и летом, но их меньше, чем осенью и весной, а отчасти и зимой. Вообще, чем далее на юг, тем продолжительнее сухое время года. По количеству дождя особенно отличается Албания с прилегающими горами; даже на побережье более 100 стм в год, в горах же значительно более. Другие горные области Европейской Т. также богаты осадками, также и Азиатская Тавра, восточное Черноморское побережье с соседними горами, менее уже — Ливан, Антиливан, хребты на З Малой Азии. В остальной части Европ. Т. на зап. побережье Малой Азии, Сирии, Палестине и в соседних с ними, на Армянском нагорье и нагорье Барка в Триполи, умеренные осадки от 40—80 стм в год; очень сухи остальная часть Триполи, Сиро-Аравийская пустыня, Южная Месопотамия. Метеорологических станций в Т. очень мало, а потому и климат ее неизвестен с достаточной точностью.
Орошение. Судоходными реками Европейская Т. чрезвычайно бедна: вследствие беспечности турецкого правительства часть Марицы является чуть ли не единственной судоходной рекой внутри страны. Более значительные реки — в бассейне Черного моря: Камчик, устье которого находится между Варной и Месемврией; в бассейне Эгейского моря: Марица со сплавным притоком Ардой, впадающая в Эносский залив (или Эн. губу), Кара-су (или Места), Струма (или Стримон, по-тур. Кара-су), проходящая через оз. Тахино и изливающаяся в Орфанский залив, Вардар, Быстрица и Саламбрия — все они впадают в Солунский (или Салоникский залив); в бассейне Ионического моря: Арта, впадающая в Артинский залив, с притоком Аспропотамосом, Каламас, Мавропотамос; в бассейне Адриатического моря: Виоза, Семени с притоком Деволем, Шкумби, Мати, Дрин и Неретва (Narenta), устье которой находится на территории Австро-Венгерской монархии. Из внутренних озер главнейшие суть Скадрское (Скутарийское), Охридское, Янинское, Преспанское и Вентрокское в Альбании, Костурское (Кастория), Островское, Дойран, Бешикское и Тахино в Македонии. Минеральные источники находятся преимущественно теплые, в Боснии, затем, главным образом, у подошвы Балканских гор; есть и серные источники. Пространство и население. Данные о пространстве и населении Боснии и Герцеговины, Новобазарского округа, Болгарии и Восточной Румелии см. в соответствующих статьях. Крит и острова причисляются официально к Азии, но Крит, Имброс и Лемнос принадлежат географически к Европе. Общая площадь непосредственных владений Т. в Европе определяется в 158943 кв. км. Официальные сведения о количестве населения отличаются крайней ненадежностью. Первая частичная перепись населения в Оттоманской империи была произведена в 1830—31 г., и после нее было устроено несколько других; но добытые ими данные не заслуживают доверия, так как чиновники выставляют возможно меньшие цифры, чтобы иметь возможность утаивать излишки от поступающих податей. Затем, исчислению подлежит только взрослое мужское население, и нет никакой возможности хотя бы приблизительно определить, в каком % отношении это число состоит к числу женщин и детей обоего пола. Непосредственные владения Турецкой империи в Европе, по официально-административному делению за 1894—95 г., обнимали следующие вилайеты.
Население крупнейших городов Европейской Т. (приблизительно): Константинополь 873565 чел., по другим (с предместьями) 1033000, Салоники (Солунь) — 120000 (с предместьями 150000), Адрианополь — 70000, Призрен — 50—60000, Монастырь — 50000, Скутари — 35000, Серес — 30000, Ускюб — 29000, Родосто от 18 до 23 ткс,, Дьяково — 21000, Янина — 20000, Приштина от 18 до 20 тыс., Велес от 15 до 20 тыс. Господствующее племя турки-османы (около 1 млн. чел.), но они нигде на Балканском полуострове, за исключением Константинополя, не живут сплошной массой, а рассеяны по всей стране довольно незначительными группами, в особенности вблизи больших городов. В Западной и Средней Болгарии они в настоящее время почти совершенно исчезли, а в Восточной Болгарии, в значительной части Восточной Румелии и в северной части Адрианопольского вилайета смешались с болгарами. Западную часть непосредственно турецкой территории занимают албанцы (около 1½ млн.), от границ Черногории и Сербии до 40° с. ш. и от Адриатического моря до 21° в. д. от Гринвича (приблизительно): под Приштиной они переходят этот градус отдельными языковыми островками. В северной части Эпира они живут смешанно с греками. В южной части Эпира, в Македонии, Халкидике и во многих пунктах по берегам Эгейского и Черного морей обитают греки (около 1% млн.), в южной части Адрианопольского вилайета живущие смешанно с турками. Западную часть Болгарии, Восточной Румелии и старой Фракии занимают компактной массой болгары. На Пинде, составляющем границу между Эпиром и Фессалией, живет румынское племя цинцар (или куцовлахов, арумын), говорящее особым наречием румынского яз.; в Старой Сербии и в сев. части Македонии живут сербы. Общее число славян в Европ. Т. — 600000 чел. Цыгане частью ведут кочевой образ жизни, частью же в качестве оседлых жителей разбросаны по всем городам и многим деревням Европейской Т. Они по большей части магометанского вероисповедания, но легко меняют свою религию, сообразуясь с обстоятельствами. Евреи (Jahudi) принадлежат к двум разновидностям: это или потомки изгнанных в 1492 г. королем Фердинандом Католическим из Испании сефардим (так назыв. "шпаньолы", или "испанские евреи"), или немецко-польско-русские евреи (ашкеназим). Они живут в больших городах, особенно в Константинополе и Салониках, занимаются мелкой торговлей, ремеслами и тяжелыми работами. Лишь немногие из здешних евреев достигают богатства. Армяне в Европейской Т. живут также только в больших городах. Они отличаются способностью к изучению языков, трудолюбием, спекулятивным духом и любовью к учению. Их народные школы находятся в хорошем состоянии, но в средних и высших учебных заведениях у них недостаток. В наиболее важных торгово-промышленных пунктах играют видную роль в качестве ловких и оборотливых торговцев так назыв. левантинцы, происшедшие от браков европейских поселенцев с восточными женщинами различных национальностей. Они интеллигентны, но страдают отсутствием устойчивых нравственных правил. Османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племен совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки (см.) являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племен или с уроженками Кавказа. В силу своего рода естественного подбора турки в настоящее время представляют племя рослых, хорошего и красивого телосложения людей с благородными чертами лица. Господствующие черты их национального характера — важность и достоинство в обращении, умеренность, гостеприимство, честность в торговле и мене, храбрость, преувеличенная национальная гордость, религиозный фанатизм, фатализм и склонность к суевериям. В культуре турки отстали от всех европейских народов, и лишь медленно, с большими затруднениями, пролагает себе путь к ним западноевропейская цивилизация. Многочисленные правила и законы относительно брака сводятся к тому, что устанавливают многобрачие, ограничивая число законных жен четырьмя, но предоставляя право иметь неограниченное число наложниц и рабынь. Жены богатых людей, которыми в действительности и ограничивается многобрачие, ведут замкнутый образ жизни, запертые в недоступных для постороннего человека гаремах, под присмотром евнухов. С формальной стороны брак является лишь гражданским контрактом, который муж заключает перед лицом кади с семейством жены. Дети, прижитые с наложницами и рабынями, признаются законными в равной степени с детьми законных жен. Развод затруднений не представляет, но случаи его крайне редки. Жилища турок снаружи незатейливы и совершенно лишены украшений; богатство и роскошь Востока сказывается лишь во внутреннем убранстве турецкого дома. По большей части это одноэтажные деревянные постройки; внутри они имеют четырехугольный внутренний двор, на который выходят почти все окна. Наряд мужчин состоит из кафтана со множеством складок или короткой куртки, широких со складками шальвар, широкого, несколько раз вокруг тела обмотанного пояса из цветной материи, за который при случае засовываются ятаган и пистолеты; на ногах, по большей части, желтые сафьяновые туфли или сапоги, на голове тюрбан. Должностные лица и знатные люди в настоящее время заменяют национальный костюм европейским (франкским) черным сюртуком, узкими брюками и красной феской с черной кистью. Голову мужчины бреют догола, но борода отпускается длинная. Женщины, по крайней мере на улицах больших городов, носят широкое верхнее платье, которое, точно мешок, окутывает все тело, а лицо покрывается чадрой (см.). Османы в Турецкой империи занимают гражданские и военные должности или занимаются ремеслами и земледелием, в особенности в Малой Азии. Вероисповедания. Главные религии в Т. — мусульманская и греко-кафолическая, т. е. православная. Мусульманство исповедуют прежде всего сами османы, затем потомки тех обитателей Балканского полуо-ва, которые изменили вере отцов и перешли в "ислам" в пору распространения и упрочения турецкого владычества на полуо-ве или в ближайшее за тем время, и, наконец, отдельные группы новейших ренегатов (так назыв. "потурченцы"). Изучение Корана правоверные начинают с раннего детства. Особенно ревностно изучают Коран так назыв. "улемы" (т. е. ученые), предназначающие себя для службы гражданской (главным образом судейской) или церковной (ислам не знает отделения церкви от государства). По окончании курса в элементарной школе, лет 10—12, будущий улем поступает в устроенные при больших мечетях "медресе", соответствующие нашим духовным семинариям, и здесь в качестве "софта" изучает грамматику, логику, мораль, риторику, философию, богословие, юриспруденцию, содержащиеся все в том же Коране и его дополнении — сунне. По окончании курса молодой человек получает от шейх-уль-ислама диплом на степень кандидата (мулазим) и зачисляется в ряды улемов низшей степени, из которых назначаются судьи (кади). Если он желает достигнуть высших должностей, то должен еще в течение 7 лет изучать юриспруденцию, догматику и т. д., после чего он возвышается на степень "мудерриса". Молитвенные дома мусульман (мечети), где по пятницам происходит богослужение, бывают большие ("джами") или малые ("месджид"). Духовенство мусульман делится на 5 классов: шейхи ("старейшие"), ординарные проповедники мечетей, которые каждую пятницу после богослужения предлагают толкования по вопросам нравственности или догматическим; хатибы, каждую пятницу возносящие в больших мечетях моления за султана; имамы, на обязанности которых лежит обычная служба в мечетях, церемонии бракосочетания и погребения; муеззины, с минаретов возвещающие правоверным часы молитвы; каимы — сторожа и прислужники при мечетях. Три последние класса пополняются не из числа улемов. Если улемов, по крайней мере в отношении их богослужебных обязанностей, можно сопоставить с белым или светским духовенством христианских исповеданий, то различные ордена или толки дервишей мусульманских можно приравнять к черному или монашествующему духовенству разных орденов и уставов. Православная греческая церковь в Т. сохраняет свое устройство с 857 г., насколько это возможно под мусульманским владычеством. Патриаршества в Константинополе, Иерусалиме и Антиохии существуют до настоящего времени. Наибольшим почетом пользуется патриарх константинопольский: он председательствует в постоянном синоде в Константинополе, который состоит из 12 митрополитов, избирает митрополитов, архиепископов и епископов, утверждаемых Высокой Портой; ему принадлежит высшая духовная юрисдикция во всей Турецкой империи над всеми последователями греко-кафолического или восточно-православного исповедания. Для дел нерелигиозного характера при патриархе состоит национальный совет из 12 мирян и генеральное собрание из синода, национального совета и нобилей. Монахи и монахини живут по уставу св. Василия. Самые знаменитые греч. и вообще православные м-ри находятся на горе Афонской, в Македонии. Армяно-григорианская церковь управляется константинопольским патриархом, подчиненным эчмиадзинскому патриарху, или католикосу. Римско-католическая церковь имеет последователей среди различных народностей Турецкой империи и управляется апостолическим викарием, резиденция которого в Константинополе; во главе ее стоят 9 архиепископов и епископов, трое из которых приходятся на Европ. Т. Протестантская церковь распадается по национальностям на различные церковные общества. Армянские протестанты с 1853 г. официально признаются как особое церковное общество; рядом с ними существуют еще немецкие, английские и греческие евангелические общества. Евреи имеют высшего духовного представителя в лице великого раввина (хахам-баши) в Константинополе; при нем учреждено собрание, состоящее из 3 раввинов и 3 мирян. Последователи всех немусульманских религий в Т. определяются одням общим названием рая, райя. Ислам терпит все христианские и иудейское вероисповедания, но преследует идолопоклонство. По весьма вероятным предположениям, общее число мусульман определяется в Европейской Т. в 2 млн., восточных христиан — в три млн., западных христиан — в 400 тыс. и евреев — в 200 тыс. Образование в Т. стоит вообще на довольно низкой степени. Элементарных школ около 1780 (по другим известиям, при одном только нынешнем султане в Т. основано 25000 (?) школ разного рода с 1250000 учащихся), в которых обучают читать, писать, считать, религии и турецкому языку и которые обязаны посещать все мусульманские дети, достигшие шестилетнего возраста. Школы Рушдие, числом 470 — своего рода средние общеобразовательные или реальные училища, в которых предметами преподавания служат языки турецкий, арабский и персидский, история, география, арифметика и геометрия. Затем имеется еще около 20 высших школ (напр., императорский лицей в Галата-Серае, военное и морское училища, два медицинских училища, кадетское училище). Чрезвычайно распространены в Т. армянские и греческие училища. В более значительных приморских пунктах есть также и европейские училища, находящиеся по большей части под руководством католич. духовных. Немалое значение имеет устроенный америк. протестантами Роберт-колледж в Константинополе


твой дом там, где твоё сердце!
 
Форум о Турции » История Турции » Историческая справка » Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1910 (часть 1)
Страница 1 из 11
Поиск:


<
myloveturkey © 2007 - 2017